Родители системы QIWI
Не знаю, застали вы те далёкие времена, когда пополнение баланса сотового телефона было тем ещё квестом. Главный тренд тех лет — скретч-карты, которые приобретались для пополнения баланса конкретного сотового оператора. Нет, не угадали: несмотря на слово «карта» в названии, никуда они не вставлялись. Вся полезность сего реликта заключалась в том, что на них был защитный слой, под которым находился уникальный код. Оставалась самая малость — отправить SMS с кодом (или продиктовать оператору) для пополнения баланса. Согласитесь, столь весёлая процедура не чета скучному мгновенному пополнению нынешних времён.
Компания E-port как раз и занималась выпуском подобных карт, а владел ей Борис Ким(на фотографии справа) — один из будущих «отцов» QIWI. И если ещё лет 10–15 назад бизнес по выпуску карт процветал, то позже стало понятно, что направление развития нужно менять. Немного подумав, владельцы компании стали договариваться с салонами сотовой связи о прямых пополнениях, когда деньги передаются специально обученному человеку, который без всяких карт зачисляет их на баланс телефона. На какое-то время альтернатива роста была найдена, но всё ещё была далеко не вечной и уж точно неидеальной.
И тут, по всем законам жанра, на сцене появляется ещё один человек — Андрей Романенко (на фотографии слева), о котором известно, что именно он со своими партнёрами организовал в далёком 2004 году компанию «ОСМП». Если расшифровать название, то получится «Объединённая Система Моментальных Платежей», а на практике — сеть терминалов оплаты, живущих на комиссионные от транзакций.
Поскольку оба этих человека давно и успешно работали в одном бизнесе, они точно знали, чего ждёт потребитель. А потребитель ждал БРЕНДА, который был бы узнаваем, прост и надёжен. Не знаю, насколько долгим был переговорный процесс, но в 2007 году, благодаря энергии двух этих людей, был запущен проект под названием «QIWI Личный кошелёк».
Рост популярности QIWI на российском рынке
Конечно, само по себе появление нового игрока на рынке мгновенных платежей никакого ажиотажа не вызвало, тем более что в этой нише и так было тесновато. Ажиотаж был вызван тем невероятно профессиональным подходом, коего доселе ещё не встречалось в наших широтах. Система QIWI и не думала раскачиваться и скромно стоять в стороне, как это подобает делать новичкам. Киви сходу начала доминировать.
По моему скромному мнению, тремя главными составляющими успеха новой системы стоит считать следующие шаги:
- ~ разработка уникального внешнего вида фирменных терминалов (на фотографии ниже), которые значительно повысили запоминаемость бренда. Синие терминалы с оранжевой буквой Q запоминаются ещё и единой стилистикой оформления интерфейса;
- ~ передача всех работ по производству и установке терминалов сторонним компаниям. QIWI предложила предпринимателям выгодные условия: заинтересованные предприниматели сами заказывают изготовление терминалов другим, не менее заинтересованным производствам. Всеми вопросами установки терминалов в «хлебных» местах также занимаются «подрядчики», которые получают за это определённую прибыль. QIWI же в этой «цепочке счастья» является всего лишь гарантом быстрого и безукоризненного обслуживания клиентов, за что также получает свой процент. Все довольны, все зарабатывают, причём сеть QIWI растёт сама по себе — стараниями других людей;
- ~ привязка личного кабинета (кошелька) QIWI к телефонному номеру: вы можете забыть обычный кошелёк, забыть же номер своего телефона — трюк не из лёгких, согласитесь.
Естественно, я не упомянул ещё тысячу важных вещей, благодаря которым QIWI стала популярна: единая служба круглосуточной поддержки, низкий комиссионный процент, максимальная простота пополнения и остальные важности.
Внимательный читатель может задать логичный вопрос: зачем нам терминалы, если статья написана для раздела «История Интернета»? Всё объясняется просто: именно благодаря успешной работе вне Сети QIWI сумела добиться своей популярности в Сети. Если бы не было всех этих десятков тысяч терминалов, вполне возможно, что кошелёк QIWI так и остался «ещё одной малоизвестной системой».
Параллельно с офлайн-работой активизировался и сетевой потенциал платёжной системы QIWI. Так, был создан удобный портал для интернет-банкинга, который позволил вывести QIWI на один уровень с другисистемами платежейными электронными системами . Помимо решения вопросов удобства, руководством холдинга QIWI (в 2009 году «ОСМП» и E-port закончили слияние) была проделана большая работа по поиску компаний-партнёров, принимающих киви-платежи. Сегодня этой валютой можно заплатить практически за что угодно: начиная от услуг ЖКХ и заканчивая авиабилетами.
Ещё один достойный «ход конём», который помог QIWI закрепиться на рынке — стратегическое партнёрское соглашение QIWI с компанией Visa в 2012 году, видоизменившее старое название до Visa QIWI Wallet. Конечно, одним названием дело не ограничилось, партнёрство с Visa дало возможность любому пользователю и привязывать к своему счёту виртуальные пластиковые карты, и получать по почте валидные карты QIWI Visa Plastic. Это картой можно было одновременно оплачивать любые покупки в Интернете и легко расплачиваться в «офлайне».
Главная заслуга платёжной системы QIWI в том, что она «привязала» к своим сервисам миллионы пользователей, убрав барьеры между «онлайн» и «офлайн» платежами. Сегодня платёжная система QIWI — это целая империя с собственным банком, терминалами в 15 странах, популярной электронной валютой, колоссальной партнёрской сетью и огромной базой лояльных онлайн- и офлайн-клиентов.
QIWI создала бренд, который пользуется колоссальной узнаваемостью. Но при этом специально на рекламу никто не тратится: терминалы компании — лучшие рекламные модули, которые, кстати, не стоят QIWI ни копейки. Система QIWI покорила рынок своей простотой и удобством, став ответом на нужды потребителей, которые долго ждали чего-то подобного.
Свежие комментарии